Разъяснения Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры

«Как стать общественным помощником Самарского межрайонного природоохранного прокурора»

скачать

Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами

скачать

Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами

скачать

«Волжская прокуратура на страже законов об охране природы»

скачать

Вопросы осуществления органами местного самоуправления государственного экологического контроля (надзора) в Самарской области (предмет, полномочия, контроль)

скачать

Информация о состоянии законности в сфере соблюдения законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля за истекший период 2015 года

скачать


Утверждена новая форма отчета 2-ТП (Отходы)

Приказом Росстата от 10.08.2017 N 529 "Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления" утверждена годовая форма федерального статистического наблюдения N 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления».
    Также приказ приводит указания по заполнению данной формы.
    Сбор и обработка данных форм осуществляются территориальным органом Росприроднадзора в субъектах Российской Федерации.
      Форма, утвержденная данным документом, вводится в действие с отчета за 2017 год. Ознакомиться с новой формой отчета можно официальном на сайте Росстата в разделе «Приказы (постановления) Росстата об утверждении статистического инструментария» либо пройдя по ссылке  http://www.gks.ru/bgd/free/b16_27/Main.htm.

Форма


к оглавлению


Дополнен список природных объектов, которые могут входить в состав лесопарковых зеленых поясов

11.08.2017 вступили в силу положения Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель».
     Документ опубликован 31.07.2017 на официальном интернет -портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru .
     В частности изменении коснулись главы IX.1. Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в части определения состава лесопаркового зеленого пояса (ст. 62.1).
    Согласно действующей редакции Федерального закона в состав лесопаркового зеленого пояса наряду с территориями зеленого фонда в границах городских населенных пунктов могут входить зоны с ограниченным режимом природопользования и иной хозяйственной деятельности, включающие в себя территории, на которых расположены не только леса, но и водные объекты или их части, природные ландшафты.
    При этом указанные элементы лесопаркового зеленого пояса должны выполнять средообразующие, природоохранные, экологические, санитарно-гигиенические и рекреационные функции.
      Приоритетными направлениями деятельности на территории лесопаркового зеленого пояса являются:
1) охрана окружающей среды, природных комплексов и объектов;
2) проведение научных исследований;
3) ведение эколого-просветительской работы и развитие туризма.
    Напомним, целью создания лесопарковых зеленых поясов является реализация права граждан на благоприятную окружающую среду. 
   Обратиться с вопросом о создании лесопарковых зеленых поясов могут некоммерческие организации, органы государственной власти или органы местного самоуправления. 
    Для этого необходимо направить в общественную палату соответствующего субъекта Российской Федерации мотивированное ходатайство о создании лесопаркового зеленого пояса.


к оглавлению


Утверждена новая форма заявления на получение разрешений на добычу водных биоресурсов

Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 18.11.2015 г. № 567 утверждена новая форма заявления на получение разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов. Данный Приказ вступил в силу и начал действовать с 10.01.2016 г. При этом перечень информации, необходимой к заполнению в заявлении не изменился, поменялась только структура заполнения заявления.
    Подробнее с указанными новыми формами заявлений можно ознакомиться на сайте Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, пройдя по следующей ссылке:  http://www.mcx.ru/fts/search?query=%EF%F0%E8%EA%E0%E7+567 
    Стоит отметить, что виды добычи водных биоресурсов при осуществление которых оформляется разрешение на рыболовство установлены Постановление Правительства Российской Федерации от 22.10.2008 г. № 775 «Об оформлении, выдаче, регистрации, приостановлении действия и аннулировании разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, а также о внесении в них изменений».
   К таким видам рыболовства относятся: промышленное рыболовство; прибрежное рыболовство; рыболовство в научно-исследовательских и контрольных целях; рыболовство в учебных и культурно-просветительских целях; рыболовство в целях аквакультуры (рыбоводства); любительское и спортивное рыболовства; рыболовство в целях обеспечения традиционного образа жизни; добыча (вылов) водных биоресурсов в исключительной экономической зоне Российской Федерации иностранными юридическими и физическими лицами в соответствии с международными договорами Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.


к оглавлению


Новое в порядке оформления акта проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

 10.01.2016 г. вступили в силу положения статьи 5 Федерального закона от 13.07.2015 N 263- ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены ограничений на использование электронных документов при взаимодействии физических и юридических лиц с органами государственной власти и органами местного самоуправления».
     Так, ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» устанавливающая порядок оформления результатов проверки (в частности акта проверки) дополнена положениями, регламентирующими возможность направления проверяемому лицу копии акта проверки в электронной форме.
  В таком случае в обязательном порядке должны быть соблюдены следующие условия:
 1. наличие согласия проверяемого лица на осуществление взаимодействия в электронной форме в рамках государственного контроля (надзора)или муниципального контроля
 2. подписание документа только усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт
  При этом акт, направленный в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт, проверяемому лицу способом, обеспечивающим подтверждение получения указанного документа, считается полученным проверяемым лицом.


к оглавлению


Информация о состоянии законности и прокурорского надзора за соблюдением законодательства о защите прав предпринимателей в сфере охраны окружающей среды и природопользования

 В 2015 году Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой надзор за соблюдением законодательства о защите прав субъектов предпринимательства строился исходя из особенностей, установленных законодателем. Вместе с тем нарушения указанного законодательства выявлены практически во всех поднадзорных контролирующих органах Самарской области.
      В ходе прокурорских проверок в деятельности уполномоченных органов государственной власти и местного самоуправления выявляются нарушения, в том числе при принятии правовых актов, ущемляющих права и законные интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
       Типичными являются нарушения порядка оформления результатов проверки, не принятие мер по взысканию причиненного окружающей среде ущерба, имеют место факты нарушения при планировании работы, а также при нормативном регулировании данной сферы отношений. 
      При нормативном регулировании общественных отношений в сфере охраны окружающей среды и природопользования органами государственной власти области и органами местного самоуправления допускались нарушения закона, которые ограничивали права субъектов предпринимательской деятельности, устанавливали дополнительные, не предусмотренные федеральным законом требования.
     В ходе проведенной прокуратурой ревизии нормативных правовых актов органов местного самоуправления выявлено 40 правовых актов органа местного самоуправления (37 из них - административные регламенты), противоречащих требованиям действующего законодательства, которые опротестованы.
     Типичными нарушениями, допускаемыми органами местного самоуправления, являлись ограничение прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в ряде случаев в Административных регламентах, положения, определяющие права лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю, вовсе отсутствовали, имели место случаи возложения дополнительных обязанностей, которые не предусмотрены федеральным законодательством.
     Кроме того, в связи с внесенными 03.11.2015 года изменениями в Закон № 294-ФЗ, касающихся порядка межведомственного взаимодействия государственных и муниципальных органов в ходе осуществления проверочных мероприятий, (вступают в силу с 01.07.2016 года, отдельные положения с 01.01.2017 г. и 01.07.2017 г.) прокуратурой в адрес 20 поднадзорных органов местного самоуправления (муниципальные районы и городские округа, имеющие самостоятельно разработанные административные регламенты по вопросам осуществления контроля в природоохранной сфере) Самарской области направлены информационные письма о необходимости проведения работы по приведению нормативной базы (положений и административных регламентов) в соответствие с внесенными изменениями в федеральное законодательство.
      С целью ознакомления субъектов предпринимательства о внесенных изменениях прокуратурой направлена информация для размещения в средствах массовой информации.
    Органами контроля в Самарской области (всех уровней) в текущем году допускались нарушения требований законодательства при издании распоряжений о проведении проверочных мероприятий, выдаче предписаний.
      Так, в отсутствие на то оснований Управлением Россельхознадзора по Самарской области было издано 3 распоряжения о проведении внеплановых проверок индивидуальных предпринимателей исполнения вынесенных в ходе рассмотрения административных дел представлений об устранении условий и причин совершения правонарушения. По принесенным протестам незаконные распоряжения отменены, виновное лицо привлечено к административной ответственности по ст. 19.1 КоАП РФ (самоуправство).
    Аналогичные нарушения выявлены в деятельности контролирующих органов муниципальных образований г.о. Самара, м.р. Волжский, м.рАлексеевский)
      Допускались нарушения при привлечении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к административной ответственности (нарушение компетенции при рассмотрении протоколов по 8.41 КоАП РФ, не выяснение всех обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения административного дела). 
     Имел место случай не представления органом местного самоуправления копии акта проверки в прокуратуру, составленного по итогам внеплановой выездной проверки, согласованной с органами прокуратуры. Виновное должностное лицо привлечено по постановлению прокурора к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ (м.р. Волжский).
     Наиболее существенными нарушениями (в деятельности федеральных органов контроля) в 2015 году явились факты несоблюдения установленного порядка ведения Единого реестра проверок.
     Так, с 01.07.2015 г. вступили в силу положения ст. 13.3 Закона № 294-ФЗ в части включения информации о проверках в Единый реестр проверок федеральными органами контроля.
      Информация о проводимых федеральными органами проверках с указанного срока размещается на специализированном сайте (https://proverki.gov.ru) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». 
     Вместе с тем, ходе проведенной в августе прокуратурой сверки данных Единого реестра проверок и фактически проведенных проверок в Управлении Россельхознадзора по Самарской области установлено, что в отношении 4 проведенных должностными лицами Управления проверок индивидуальных предпринимателей сведения в Единый реестр проверок внесены не были. В этой связи прокуратурой возбуждено 8 дел об административном правонарушении по ч.2 ст. 13.27 КоАП РФ. Общая сумма штрафа по постановлениям суда, вынесенным по итогам рассмотрения постановлений прокурора, составила 24 тысячи рублей.
     Положения вышеуказанной статьи в части присвоения учетного номера проверкам и включения в единый реестр проверок информации о проверках применяются в отношении проверок, проводимых при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и проверок, проводимых при осуществлении регионального государственного контроля (надзора), с 1 июля 2016 года, в отношении проверок, проводимых при осуществлении муниципального контроля, с 1 января 2017 года.
    Распространены нарушения требований федерального законодательства при согласовании органами муниципального контроля заявлений о проведении внеплановых проверок.
    Всего за истекший период 2015 года в Самарскую межрайонную природоохранную прокуратуру поступило 25 заявлений о согласовании внеплановых выездных проверок, из которых по 10 заявлениям проверка согласована и в отношении 15 – вынесен отказ в согласовании проведения внеплановой выездной проверки.
 
   Типичными нарушениями для отказа в согласовании проведения внеплановой выездной проверки явились отсутствие оснований для проведения данной проверки, несоблюдение требований к оформлению решения, проведение проверки в нарушение предоставленных полномочий. 
    Анализ проектов планов проверочных мероприятий в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей контролирующих органов Самарской области на 2016 год показал, что большое количество запланированных к проверке в 2016 году проверочных мероприятий подлежали исключению из вышеуказанного плана, поскольку не соответствовали требованиям ст. 26.1. Закона № 294-ФЗ, устанавливающей ограничении по проверкам субъектов малого бизнеса.
  Так, в плане Департамента ветеринарии Самарской области выявлено 315 таких проверок, в плане Управления Россельхознадзора по Самарской области – 182. Подобного рода недостатки выявлены при проверке проектов планов проверок, подготовленных органами местного самоуправления (г.о. Кинель – 2, г.о.Чапаевск – 4, м.р. Пестравский- 1, м.р. Приволжский – 11, м.р. Ставропольский – 2, м.р. Шигонский – 2).
    Наиболее распространенными нарушениями при формировании планов проверок на 2016 год явились факты неправильного внесения сведений в план о наименовании юридического лица/индивидуального предпринимателя, неправильное указание ИНН и ОГРН, формата даты проверки.
    Факты нарушения прав субъектов предпринимательства вскрывались и в результате рассмотрения обращений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
    По итогам выявлялись нарушения как порядка рассмотрения обращений граждан, так и порядка проведения проверочных мероприятий. Виновные лица судом по постановлениям прокурора привлечены к административной ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ (г.о. Самара) и ст. 19.6.1 КоАП РФ (г.о.Самара, г.о. Чапаевск) соответственно. Выявлены факты нарушения установленного порядка проведения проверочных мероприятий, в связи с чем виновное должностное лицо привлечено к административной ответственности по постановлению прокурора по ст. 19.1 КоАП РФ (м.р. Нефтегорский) (самоуправство). 
  
      Наряду с проверочными мероприятиями проводится превентивная работа в указанной сфере, активно осуществляется работа по освещению состояния законности и разъяснению изменений в действующем законодательстве в средствах массовой информации, трудовых коллективах и общественных организациях.
   Для контролирующих органов и представителей бизнеса данная информация доступна на сайтах органов местного самоуправления и Уполномоченного по правам предпринимателей в Самарской области и сайте Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры.
Информация направляется для сведения.


к оглавлению


В преддверии Международного дня борьбы с коррупцией, учреждённого 9 декабря Генеральной Ассамблеей ООН, Самарская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет о национальных мерах по противодействию коррупции, связанных с приёмом на работу бывшего государственного и муниципального служащего.

Согласно ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» гражданин Российской Федерации, замещавший должность федеральной государственной службы, (далее – бывший государственный служащий) в течение 2 лет со дня увольнения с федеральной государственной службы имеет право замещать должности и выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в коммерческих и некоммерческих организациях, при соблюдении следующих условий:
  - отдельные функции по государственному управлению этими организациями не входили в его должностные (служебные) обязанности,
  - наличие согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (далее – Комиссия);

При этом бывший государственный служащий обязан сообщать новому работодателю сведения о последнем месте федеральной государственной службы с соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной тайне. 
    Аналогичные требования относятся к приему на работу бывших муниципальных служащих.
    В соответствии со ст. 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации и ч. 4 ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» работодатель при заключении трудового договора с бывшим государственным служащим, в течение 2 лет после его увольнения с государственной службы обязан в 10-дневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы.
    Порядок такого сообщения установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2010 № 700. 
    При этом обязанность сообщения предусмотренных законом распространяется на всех без исключения работодателей, и не должна зависеть от их волеусмотрения, так как только соответствующая Комиссия, получив от работодателя предусмотренные сведения, определяет входили ли в должностные (служебные) обязанности бывшего государственного или муниципального служащего отдельные функции государственного и муниципального управления коммерческой или некоммерческой организацией, в которой он занимает новую должность.
   Комиссия обязана рассмотреть письменное обращение гражданина о даче согласия в течение 7 дней со дня поступления указанного обращения, и о принятом решении направить гражданину письменное уведомление в течение 1 рабочего дня и уведомить его устно в течение 3 рабочих дней.
   Несоблюдение бывшим государственным и муниципальным служащим указанных требований, влечет прекращение такого трудового или гражданско-правового договора, заключенного с указанным гражданином по новому месту работы.
   Новый работодатель при приеме на работу бывшего государственного или муниципального служащего также обязан в 10-дневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы (ч. 4 ст. 12 Закона «О противодействии коррупции»).   Неисполнение работодателем указанной обязанности является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
   Согласно ст. 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора бывшего государственного или муниципального служащего, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии коррупции» влечет наложение административного штрафа
  на граждан в размере - от 2 до 4 тыс. рублей;
  на должностных лиц - от 20 до 50 тыс. рублей;
  на юридических лиц - от 100 до 500 тыс. рублей.
  По результатам проверок, проведенных Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой в данной сфере, в 2014 году выявлено 86 нарушений, опротестовано 59 нормативных правовых акта, внесено 25 представлений, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 9 должностных лиц, 4 лица привлечена к административной ответственности.
  В 2015 году выявлено 56 нарушений, опротестовано 29 нормативных правовых акта, внесено 22 представления, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 16 должностных лиц, 8 лиц привлечено к административной ответственности.


к оглавлению


Проблемные вопросы, возникающие при формирования плана проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также плана проведения проверок органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой совместно с прокуратурой области и привлечением всех контрольных (надзорных) органов проведён учебно-методический семинар по подготовке мероприятий по формированию органами контроля (надзора) ежегодного сводного плана проверок предпринимателей, а также ежегодного плана проведения проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

Семинарское занятие проведено на тему: «Проблемные вопросы возникающие при формировании плана проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также плана проведения проверок органов местного самоуправления и их должностных лиц». На вышеуказанном семинаре отмечен ряд новелл внесенных в действующее законодательство.

Так, в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2015 г. № 246-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ).

Закон № 294-ФЗ дополнен статьей 261 устанавливающей особенности организации и проведения в 2016-2018 годах плановых проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении субъектов малого предпринимательства.

Согласно части 1 статьи 261 Закона № 294-ФЗ с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2018 г. не проводятся плановые проверки в отношении хозяйствующих субъектов, отнесенных в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 9 настоящего Федерального закона.

Таким образом, указано, что формирование плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2016 год необходимо осуществлять с учетом указанных положений Закона.

Следует отметить, что проведение плановой проверки с нарушением требований настоящей статьи является грубым нарушением законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле и влечет недействительность результатов проверки.

Другой новеллой Закона № 294-ФЗ является введение статьей 81 риск- ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора), которая вступает в силу с 01.01.2018 г.


к оглавлению


Новое в законодательстве о недрах

Федеральным законом Российской Федерации от 29 июня 2015 г. № 205-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 01.01.2016 вводятся новые положения в законодательство недропользовании. В частности вводится новая редакция статьи 27 Закона Российской Федерации «О недрах», которой устанавливается иной понятийный аппарат по вопросам недропользования, ее составе и порядке формирования.

Так, с 01.01.2016 г. геологической информацией о недрах будет являться следующая информация
- о геологическом строении недр,
- о находящихся в них полезных ископаемых (в том числе о специфических минеральных ресурсах, подземных водах),
- об условиях их разработки, иных качествах и особенностях недр (в том числе о подземных полостях естественного или искусственного (техногенного) происхождения),
- данные наблюдений, полученные при осуществлении предусмотренных настоящим Законом видов пользования недрами, при охране недр, при использовании отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, при осуществлении в соответствии с другими федеральными законами видов деятельности, связанных с геологическим изучением и добычей отдельных видов минерального сырья, захоронением радиоактивных отходов и токсичных веществ.

Данная информации должна быть представлена на бумажном или электронном носителе либо па иных материальных носи голях (в образцах горных пород, керна, пластовых жидкостей, флюидов и на иных материальных носителях первичной геологической информации о недрах).
Указанным Законом геологическая информация о недрах подразделяется на два вида:
1. первичную (геофизическая, геохимическая и иная информация о недрах, полученная непосредственно в процессе пользования недрами)
2. интерпретированную (результаты обработки первичной геологической информации о недрах, включая геологические отчеты, карты, планы, эскизы).

Первичная и интерпретированная геологическая информация о недрах, полученные пользователем недр, подлежа! представлению пользоваголсм недр в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды. Геологическая информация о недрах в отношении участка недр местного значения, полученная пользователем недр, также подлежит представлению пользователем недр в фонд геологической информации субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен этот участок недр местного значения.

В случае, если участок недр местного значения расположен на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, геологическая информация о недрах подлежит представлению пользователем недр в фонды геологической информации соответствующих субъектов Российской Федерации.
Перечии первичной геологической информации о недрах и интерпретированной геологической информации о недрах, требования к содержанию геологической информации о недрах и форма ее представления, порядок представления геологической информации о недрах определяются Федеральным агентством по недропользованию, которые на данный момент не утверждены.

Кроме того, вводятся в действие новые статьи Закона Российской Федерации «О недрах» определяющие необходимость создания единого фонда геолш ической информации о недрах и порядок его формирования и ведения и оператора федеральной государственной информационной системы единого фонда геологической информации о недрах (ст. 27.1), а также особенности предс1авления, хранения и использования образцов горных пород, керна, пластовых жидкостей, флюидов и иных материальных носителей первичной геологической информации о недрах (ст. 27.2).

Слатья 36.1 Закона Российской Федерации «О недрах» «Государственное геологическое изучение недр» дополнена новыми положениями.
Так с 01.01.2016 г. работы по региональному геологическому изучению недр, включая поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведке месторождений полезных ископаемых, осуществляемые за счет государственных средств и средств пользователей недр, должны будут проводиться в соответствии с утвержденной проектной документацией, При этом данная проектная документация должна будет пройти экспертизу которая будет проводится государственным учреждением, находящимся в ведении федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа, за счет средств заявителей.

Требовання к составу и содержанию проектной документации определяются Правилами подготовки проектной документации на проведение геологического изучения недр и разведки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр.

Порядок проведения экспертизы проектной документации и размер платы за се проведение устанавливаются федеральным органом управления государственным фондом недр.


к оглавлению


В связи с многочисленными обращениями и жалобами граждан, поступающими в Волжскую межрегиональную природоохранную прокуратуру, по вопросам правомерности сноса зеленых насаждений в населенных пунктах, прокуратурой проведен анализ федерального законодательства, а также практики его применения.

В соответствии со ст. 61 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» зеленый фонд городских поселений, сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах этих поселений.

Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.

Вопросы озеленения территорий городов регулируется Правилами создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденными приказом Госстроя России от 15.12.1999 г. № 153 «Об утверждении Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации» (далее по тексту - Правила).

В соответствии с п. 6 Правил обязанность по обеспечению сохранности насаждений, квалифицированного ухода за насаждениями, принятию мер борьбы с вредителями и болезнями согласно указаниям специалистов, обеспечению уборки сухостоя, вырезки сухих и поломанных сучьев и лечение ран, дупел на деревьях, возложена на землепользователей.

Пунктами 8.6.1, 8.6.2, 8.6.4 Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, утвержденных приказом Минрегиона России от 27.11.2011 г. № 613, которыми должны руководствоваться органы местного самоуправления при принятии нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы благоустройства территорий муниципальных образования, также указано землепользователям на необходимость содержания и сохранности зеленых насаждений с проведением обрезки и вырубки сухостоя и аварийных деревьев, вырезки сухих и поломанных сучьев, которые несут вследствие антропогенных воздействий реальную угрозу здоровью граждан, их имуществу, зданиям и сооружениям.

В силу п. 3.1.4.2 Правил надлежащий уход за зелеными насаждениями включает в себя и своевременное удаление старых, больных, усыхающих и поврежденных ветвей деревьев. В то же время при спиливании (удалении) древесных пород необходимо следовать нормативам, определенным п.п. 3.1.4.14-3.1.4.17 Правил, только после проведения обследования зеленых насаждений и составления акта обследования.

Несмотря на то, что Правила создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденные приказом Госстроя России от 15.12.1999 № 153 «Об утверждении Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации», Методические рекомендации по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, утвержденные приказом Минрегиона России от 27.11.2011 № 613, носят рекомендательный характер, суды при принятии решений руководствуются именно данными правовыми актами.

Так, решением Пермского краевого суда от 03.04.2013 г. по делу № 33- 2168 удовлетворены требования гражданина Т. к БУ МО «Лысьвенское городское поселение» о возмещении имущественного вреда, причиненного повреждением автомобиля в результате падения дерева. В своем решении суд со ссылкой на п. 6.1 Правил создания, охраны и создания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденных Приказом Госстроя России от 15.12.1999г. № 153, констатировал, что причиной падения дерева стало ненадлежащее исполнение муниципальным образованием, являющимся землепользователем, своих обязанностей по содержанию объектов озеленения, в частности, по валке перестоянных и опасных деревьев.

Определением Московского областного суда от 07.07.2014 г. по делу № 33-14600 оставлено в силе решение Коломенского городского суда Московской области от 13.02.2014 г., которым удовлетворены требования истца к ЖСК «Прогресс - 2» о возмещении ущерба, причиненного гражданину ввиду ненадлежащего содержания организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом, придомовой территории. В определении суда также содержится ссылка на неисполнение данной организацией п. 6.1 Правил.

Таким образом в обязательном порядке необходимо учитывать требования, предъявляемые к содержанию и охране городского зеленого фонда, содержащиеся в указанных правовых актах.


к оглавлению


Федеральным законом от 13.07.2015 № 244-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Водный кодекс Российской Федерации.

Статьёй 2 Закона № 244-ФЗ используемый в Водном кодексе Российской Федерации термин «береговая линия» заменён на термин «береговая линия (граница водного объекта)».

Аналогичные изменения внесены в Федеральный закон от 24.04.1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире», Федеральный закон от 02.07.2013 г. № 148-ФЗ «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В отдельных положениях указанных законов термин «береговая полоса» также заменен на термин «береговая линия (граница водного объекта)».

Также Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» дополнен статьей 11.1, устанавливающей, что в состав сведений государственного кадастра недвижимости о поверхностных водных объектах включаются тип и наименование водного объекта, описание местоположения береговой линии (границы водного объекта).


к оглавлению


Государственной Думой Российской Федерации принят Федеральный закон от 29.06.2015 г. № 206-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений», который содержит в себе ряд изменений лесного законодательства, которые вступают в законную силу с 01.10.2015 г.

Новая редакция Лесного кодекса Российской Федерации будет содержать в себе более широкое определение «рубок лесных насаждений». В новой редакции федерального закона под рубками лесных насаждений будут пониматься процессы их валки (в том числе спиливания, срубания, срезания), а также иные технологически связанные с ними процессы (включая трелевку, частичную переработку, хранение древесины в лесу).

В Лесной кодекс введены новые статьи: 16.1 «Лесосечные работы», которая закрепляет содержание, виды и процедуру таких работ, а также статья 74.1. разъясняющая порядок изменения и расторжения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Изменение и расторжение договора купли-продажи лесных насаждений с 01.10.2015 г. будут регулироваться нововведенной статьей 77.1, в соответствии с которой изменение и расторжение договора купли-продажи лесных насаждений будет осуществляться в соответствии с Гражданским кодексом и Лесным кодексом Российской Федерации.


к оглавлению


Передача органам исполнительной власти субъектов РФ федеральных полномочий в области охраны окружающей среды

Федеральным законом от 13.07.2015 N 233-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (вступил в силу с 24.07.2015 г.) введены новые основополагающие нормы.

Так, Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» дополнен статьей 5.1 согласно которой полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, предусмотренные настоящим Федеральным законом, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Аналогичная норма закреплена и во вновь введенных ч. 12 ст. 26 Водного кодекса РФ и ч. 12 ст. 83 Лесного кодекса РФ, ст. 9.1 Земельного кодекса РФ, ст. 3.1 Закона Российской Федерации «О недрах» и п. 6 ст. 3.1 Закона Российской Федерации «О ветеринарии», ст. 2.1 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», ч. 11 ст. 6 Федерального закона «О животном мире», ст. 4.1 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений», ст. 5.1 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха»

При этом в силу внесенных Федеральным законом от 13.07.2015 N 233- ФЗ изменений вопросы назначения Высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на должность и освобождения от должности руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные ему полномочия и утверждения структуры данного органа уже не требуют согласования с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Кроме того, кодекс об административных правонарушениях в этой связи также дополнен статьями нового содержания. В частности, изменениями в ст. 28.3 должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым в установленном порядке переданы полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях. В соответствии с новеллой (ст. 23.79.2 КоАП РФ) указанные органы смогут помимо установленных случаев рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях РФ и совершенных на территории данного субъекта.

При этом рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в таких случаях будут вправе руководители соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, их заместители, руководители структурных подразделений соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, их заместители.


к оглавлению


Особо охраняемые природные территории на особом контроле прокуратуры.

Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой по доводам статьи, опубликованной в сети Интернет, «Минприроды снова покушается на национальный парк», проведена проверка исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях.

Установлено, что согласно пп. 1 п. 2.12 постановления Правительства Самарской области от 13.12.2007 г. № 261 «Об утверждении Схемы территориального планирования Самарской области» на территории Самарской области запланировано строительство регионального туристско- рекреационного комплекса Самарской области «Жигулевская жемчужина».

Согласно проекту планировки объектом проектирования являются три площадки, общей площадью 1046,89 га, расположенные в границах городского округа Жигулевск и сельского поселения Рождествено муниципального района Волжский Самарской области. В настоящее время строительство в соответствии с данным проектом планировки не осуществляется.

Вместе с тем, согласно подп. 6 ч. 5 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае осуществления строительства, реконструкции объекта капитального строительства, строительство, реконструкцию которого планируется осуществлять в границах особо охраняемой природной территории, разрешение на строительство выдается федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, в ведении которого находится соответствующая особо охраняемая природная территория, если иное не предусмотрено Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

С целью недопущения нарушения законодательства об особо охраняемых природных территориях и градостроительного законодательства 02.06.2015 г. Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой объявлено предостережение и.о. министра строительства Самарской области.


к оглавлению


Порядок оформления письменных обращений регламентирован Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 № 59- ФЗ, Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, введенной в действие приказом Генерального прокурора РФ от 30.01.2013 № 45.

В своем письменном обращении гражданин в обязательном порядке должен указать наименование органа, в который направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо его должность, а также свои фамилию, имя, отчество, почтовый адрес или электронный адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, изложить суть предложения, заявления или жалобы, поставить личную подпись и дату.

В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. При необходимости в подтверждение своих доводов гражданин может приложить к письменному обращению документы и материалы либо их копии. Не подлежат разрешению обращения, содержание которых свидетельствует о прямом вмешательстве авторов в компетенцию органов прокуратуры. Об этом в срок не позднее 7 дней автору обращения направляется мотивированное сообщение.

В случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на него не дается и оно не подлежит направлению в иные государственные органы, об этом в 7-дневный срок сообщается автору обращения, если его фамилия и адрес поддаются прочтению. Обращение, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью, имуществу должностного лица или членов его семьи, может быть оставлено без ответа по существу с уведомлением заявителя о недопустимости злоупотребления предоставленным ему законом правом обращения с жалобой.

Без разрешения может быть оставлено обращение, если по содержанию оно лишено смысла или в материалах проверки имеется решение суда о признании заявителя недееспособным в связи с наличием у него психического заболевания.


к оглавлению


Новый порядок получения лицензии на участки недр местного значения и исправления технических ошибок в них относительно участков недр местного значения.

Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2014 года № 459-ФЗ внесены следующие изменения в Закон Российской Федерации «О недрах».

С 01.01.2015 изменён порядок получения лицензии (далее - Лицензия) на участки недр местного значения, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки.

Также с 01.01.2015 введены новые правила исправления технических ошибок (описки, опечатки, грамматические или арифметические ошибки либо подобные ошибки), допущенных при оформлении или переоформлении лицензий на пользование недрами, в том числе в сведениях о границах участков недр, относительно участков недр местного значения.

Применительно для Самарской области разъясню следующее. С 01.01.2015 для получения лицензии на участки недр местного значения, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки необходимо обращаться в Управление лицензирования использования участков недр Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее - Минлесхоз Самарской области).

Ранее для получения указанной Лицензии необходимо было обращаться в Отдел геологии и лицензирования по Самарской области «Самаранедра» Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу (далее - Приволжскнедра).

Устранение ошибок, допущенных Федеральным агентством по недропользованию РФ (далее - Роснедра) или Приволжскнедра при оформлении или переоформлении лицензий на пользование недрами, в том числе в сведениях о границах участков недр, относительно участков недр местного значения, также с 01.01.2015 года осуществляется Минлесхозом Самарской области.

Установлены следующие сроки устранения данных ошибок
- в течение 15 календарных дней после обнаружения ими технических ошибок или
- в течение 60 календарных дней после получения от владельца лицензии на пользование недрами заявления об исправлении в этой лицензии технических ошибок.
Заявление об исправлении технических ошибок в лицензии на пользование недрами владельцем лицензии на пользование недрами относительно участков недр местного значения подается в Минлесхоз Самарской области.
Минлесхоз Самарской области информируют владельца лицензии на пользование недрами об исправлении технических ошибок в лицензии или об отказе в их исправлении в течение 7 календарных дней после принятия решения об их исправлении или об отказе в их исправлении.
При этом исправление технических ошибок в лицензии на пользование недрами осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход права пользования недрами.
Споры, возникшие при исправлении технических ошибок в лицензии на пользование недрами, подлежат разрешению в судебном порядке.


к оглавлению


Соблюдаем пожарную безопасность в лесах и городских парках!

В период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова в лесах запрещается:
- разводить костры в хвойных молодняках, на гарях, на участках поврежденного леса, торфяниках, в местах рубок (на лесосеках), не очищенных от порубочных остатков и заготовленной древесины, в местах с подсохшей травой, а также под кронами деревьев;
- бросать горящие спички, окурки и горячую золу из курительных трубок, стекло (стеклянные бутылки, банки и др.);
- засорять леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором.
Допускается разведение костров на специальных площадках, отделенных специально организованной противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра.
При этом после завершения сжигания костер должен быть тщательно засыпан землей или залит водой до полного прекращения тления; За нарушение требований законодательства о соблюдении пожарной безопасности в лесах предусмотрена уголовная, административная ответственность.

Например, за выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов с нарушением требований правил пожарной безопасности на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра предусмотрено административное наказание в виде штрафа в размере 4 тысяч рублей. •

Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена ответственность за уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности

Наказанием за указанные действия может быть:
- штраф в размере от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет,
- обязательные работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов,
- исправительные работы на срок до двух лет,
- принудительные работы на срок до трех лет, - лишением свободы на срок до трех лет. Кроме того, виновное лицо обязано согласно ст. 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» возместить расходы, затраченные ликвидацию последствий нарушения и на восстановление нарушенного состояния окружающей среды.
Ребята, ответственно подходите к вопросу пожарной безопасности в лесах и городских парках, помните, что лес - это легкие Планеты!


к оглавлению

Федеральным законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ внесены изменения в Федеральные законы от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Так, расширен перечень видов лицензируемой деятельности по обращению с отходами, данные изменения вступают в силу с 01.07.2015.

Согласно пункту 30 части 1 статьи 12 Федерального закона 04.05.2011 № 99-ФЗ с 01.07.215 года подлежит лицензированию деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.

В соответствии с частью 3 статьи 22 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, выданные со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, действуют до 30.06.2015.

Кроме того сообщаю, что Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов Российской федерации от 02.12.2002 № 786, утратил силу с 01.08.2014, с этой же даты вступил в силу Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 18.07.2014 № 445.


к оглавлению