Прокуратура г. Октябрьска разъясняет: как вычислить мошенников, представляющихся сотрудниками правоохранительных органов?

Потерпевший получает звонок якобы от сотрудника МВД, ФСБ, Следственного комитета, либо иного правоохранительного органа.  Во многих случаях мошенники работают в команде: звонят от имени представителей разных структур и подтверждают слова друг друга, чтобы повысить уровень доверия. Основная задача мошенников — заполучить деньги потерпевшего, но делать они это могут разными способами.
Неизвестный пытался снять деньги жертвы или оформить на нее кредит:

- в данном случае мошенник утверждает, что личные данные жертвы были «слиты» банковскими сотрудниками.

Независимо от выдуманной мошенниками причины, их цель заключается в том, чтобы заставить жертву снять деньги со своего счета и перевести их на «безопасный» счет, который на самом деле принадлежит злоумышленникам.

Как распознать обман?

Мошенники, представляющиеся сотрудниками силовых структур, работают примерно по одной и той же схеме. Именно по ее ключевым признакам и можно с уверенностью сказать, что на том конце провода находятся злоумышленники. Ниже перечислим, как мошенники себя выдают во время разговора:

- Настаивают на том, что вся информация должна остаться в тайне. Используют такие фразы как «тайна следствия», «конфиденциальная информация», угрожают уголовной ответственностью в случае, если жертва попытается связаться и рассказать все членам семьи или друзьям.

- Мошенникам не нужно, чтобы жертва консультировалась с другими людьми, которые могут распознать обман. И хотя закон о неразглашении данных предварительного расследования действительно существует, он действует только после того, как следователь получит соответствующую подписку. Если же звонившие упоминают о «неразглашении банковской тайны», то эта статья относится только к самим банкам и их сотрудникам.

- Узнают о сумме, которая хранится на всех счетах жертвы. Мошенникам нужно знать, сколько денег они смогут получить, и как много жертва сможет снять в банкомате.

- Спрашивают, в каких банках жертва хранит деньги, картами каких банков пользуется для оплаты покупок и получения заработной платы. Такая информация редко доступна злоумышленникам изначально. Чаще всего о жертве они знают лишь ее имя и номер телефона.

-  Вселяют недоверие к сотрудникам банка. Мошенники уверяют жертву, что украсть ее деньги хотят именно сотрудники банка, а значит доверять им и рассказывать о звонках «из полиции» нельзя. Так злоумышленники исключают для себя вероятность того, что жертва получит помощь извне и раскусит обман.

- Неотъемлемой частью этой схемы является момент, когда жертва отправляется в банк, чтобы снять деньги. Так как речь чаще всего идет о крупной сумме, то получить ее без подтверждения своей личности у клиента вряд ли получится. Мошенники опасаются, что настоящие сотрудники банка смогут помочь жертве и отговорят ее снимать деньги. Поэтому во время всех действий с банкоматом они просят не контактировать с банковскими работники и не сообщать им настоящую причину снятия средств с карты.

- Упоминают, что снятые жертвой деньги ей не принадлежат, а значит их обязательно нужно перевести на новый счет — уйти с ними домой просто так не позволят.

- «Давят» банковскими терминами, законами и другой узкоспециализированной информацией. Задача мошенников — загрузить жертву информацией так, чтобы у нее не осталось времени на рассуждения.

- Утверждают, что проблема решается по телефону. Мошенники будут всеми силами убеждать жертву в том, что ей не нужно приходить в отделение полиции или другой структуры, сотрудниками которой назвались неизвестные. Настоящие сотрудники вызывают свидетелей в отделение с помощью повестки, а не пытаются выяснить информацию по телефону.

- Но самое убедительное для жертвы — это проверка официальных телефонных номеров. Если человек начинает сомневаться в словах мошенников, те используют последний козырь: предлагают жертве проверить номер отделения полиции или МВД на его официальном сайте, а затем перезванивают с этого номера. Для этого злоумышленники пользуются подменой номера, поэтому доверять любым номерам, с которых звонят «сотрудники» крайне не рекомендуется.

Единственный способ уберечь себя от обмана, если по телефону представляются сотрудниками силовых структур — повесить трубку и самостоятельно перезвонить на официальный номер отделения. Только в этом случае жертва гарантированно попадет на настоящих сотрудников, а не на аферистов.

Обо всех случаях совершения противоправных и преступных действиях сообщайте в орган внутренних дел по телефону 102.

Разъяснение подготовил прокурор г. Октябрьска Сергей Дёмин.